Театр Олонхо: революционная премьера

Театр Олонхо представил зрителям неожиданное по подаче представление – премьеру спектакля, поставленного по эпосу легендарного якутского олонхосута Иннокентия Бурнашова – Тон Суорун. Постановку осуществил настоящий пропагандист Олонхо и правнук Тон Суоруна Николай Баишев. Идея Николая Егоровича, которую он вынашивал в течение многих лет, наконец-то воплотились в жизнь.

Олонхо на театральных подмостках ставить очень сложно. Трудно передать мир волшебного эпоса обычными средствами, поскольку в одном случае, как уже можно было убедиться на примере спектаклей Саха театра, это превращается в пусть и красивую, но иллюстрацию народного шедевра. Настоящее же исполнение Олонхо, которое в чистом виде пытаются возродить энтузиасты Дома Арчы, при всем их желании и даже при сокращенном варианте, особо зрителей не привлекает, поскольку утеряна такая важная составляющая передаваемого из уст в уста эпоса, как культура восприятия.

И именно на этом фоне премьеру Театра Олонхо можно считать неожиданной и даже где-то революционной. Дело в том, что давнишняя идея Николая Баишева заключается в использовании специальных масок, которые присущи почти всем театрам народов Азии, но никогда не применялась нашими сказителями. И Николай Егорович, который всегда утверждал, что Олонхо – это не застывшая догма, в нем, по крайней мере, во внешних его проявлениях и режиссерской подаче, есть место для творчества и фантазии, нашел, кажется, некую золотую середину между двумя приведенными в качестве примера крайностями.

Олонхосут, в роли которого выступает Николай Баишев, является, выражаясь современным языком, модератором всего действа, в котором задействованы семь актеров и 12 масок, олицетворяющих разные персонажи. По ходу спектакля актеры Театра Олонхо, которые, по словам Николая Егоровича, только учатся владеть мастерством исполнения эпоса, используют маски, когда произносят монолог того или иного героя. Это, надо признать, никакого внутреннего отторжения у зрителей старшего поколения не вызвало, наоборот, придало всему действу особую динамику и помогало присутствующим, многие из которых только-только открывают для себя мир Олонхо, визуально ориентироваться в происходящем на сцене.

Несмотря на реплику Николая Егоровича о том, что ребята только учатся, все парни и девушки, задействованные в премьере, оставили приятное впечатление. Более того, все они владеют каким-то народным инструментом, аутентичное звучание которых также стало приятной неожиданностью.

По словам режиссера всего премьерного действа Динислама Тутаева, проиллюстрировать спектакль-олонхо помогли инструменты, созданные музыкантом и народным мастером Николаем Орловым. Изготовленные им оригинальные народные инструменты – кырыымпа, купсуур, айан, чыскыырай, сыпсы, ынах муоhа, чыычаахтатыы, создали великолепную звуковую атмосферу.

И в заключение особо хочу подчеркнуть, что Николай Баишев начал изучать и исполнять Олонхо задолго до того, как он был признан шедевром нематериального наследия человечества и большинство государственных мужей, которые сейчас позиционируют себя, как самые его ярые пропагандисты, смотрели тогда на него как на чудака. Свысока.

…Мой мозг, думавший всю первую половину дня на русском языке, лишь где-то на пятнадцатой минуте сценического действа переключился на родной якутский и я полностью окунулся в волшебную атмосферу Олонхо, создаваемую сказителем древнего эпоса народа саха. Ощутил прелестный вкус материнского языка с непередаваемыми точными образами! Например, такие простые слова о засыпающем богатыре: «Уонна дуобат суор5анынан саба тарынан кэбистэ…» («И он накрылся одеялом в шашечку»). Вроде бы очень простые слова, но как вкусно это звучит по-якутски!

Поздравляем Николая Егоровича и весь коллектив Театра Олонхо с несомненной творческой удачей и благодарим за доставленное удовольствие!

 

Автор: Алексей Амбросьев – Сиэн Мунду, SakhaLife

http://www.sakha.gov.ru/node/99803